Эксперт пояснила, кому из автовладельцев положены выплаты за поврежденные во время ливней авто
Поток обращений автомобилистов в страховые компании в разгар весенних паводков и летних гроз с ливнями и градом является обычным явлением. Люди хотят понять, могут ли они что-то получить за затопленные или поврежденные водой машины. При этом обращаются и те, кто имеет лишь полис ОСАГО. Начальник управления выплат по автострахованию ПАО «СК "Росгосстрах"» Людмила Юсова пояснила, кто все-таки может рассчитывать на выплаты.
«Сразу хочется расставить все точки над i: рассчитывать на возмещение ущерба, нанесенного водой, могут только автомобилисты, заблаговременно оформившие полис добровольного страхования — каско. Но и тут есть важные нюансы — далеко не все случаи повреждения автомобиля водой могут быть признаны страховыми событиями. В страховании паводки и масштабные подтопления населенных пунктов, в том числе и после ливневых дождей, относятся к риску "стихийные бедствия". И для защиты от них необходимо, чтобы соответствующий риск входил в страховое покрытие», — пояснила Людмила Юсова.
Она пояснила, что в продукты каско с полным покрытием (включая варианты с франшизой, рассрочкой платежа или доплатой второй половины премии только при наступлении страхового случая) риск «стихийные бедствия» включен. И следовательно, повреждение машины водой во время паводка будет признано страховым случаем.
«В соответствии со стандартными условиями страхования по нашему продукту "РГС Авто 'Защита'" под риск "стихийное бедствие" попадают такие опасные природные явления, как буря (шторм), цунами, тайфун, ураган, смерч, град, наводнение, паводок, ледоход, перемещение или просадка грунта, оползень, обвал, землетрясение, снежная лавина, камнепад, сель, вулканическое извержение, природный пожар, удар молнии», — отметила эксперт.
При этом она предупредила, что более доступные по цене программы каско с неполным покрытием, которые сейчас пользуются большим спросом у автомобилистов, могут не предусматривать риск «стихийное бедствие». Как следствие, страховщик не возмещает ущерб, а бремя восстановления автомобиля и все финансовые расходы ложатся на плечи водителя.
Другой важный аспект, от которого зависит признание события страховым, — характер повреждений автомобиля. Представитель «Росгосстраха» пояснила, что нередко после ливней и паводков страхователи заявляют такой ущерб, как гидроудар, то есть выход из строя двигателя в результате попадания в него жидкости. Случается это порой при попытках форсировать образовавшиеся водные преграды, передвигаться по затопленным улицам или завести находящуюся в воде машину.
«Согласно общей практике, сложившейся на рынке автокаско, риск "гидроудар" не входит в стандартные условия страхования каско, и, соответственно, оснований для выплаты у страховой компании не возникает. Если же этот риск был добавлен в договор при его заключении, это соответствующим образом повлияет на решение о возмещении. А ведь объем выплаты по таким случаям может достигать 30–50% стоимости автомобиля, поскольку речь, как правило, идет о необходимости замены двигателя. Например, в прошлом году максимальная выплата по риску "гидроудар" составила 536,5 тысячи рублей. Такую сумму "Росгосстрах" возместил за ремонт Haval F7X 2023 года выпуска, принадлежащий страхователю из Татарстана», — рассказала Людмила Юсова.
Она напомнила, что в интересах автовладельца предпринять доступные ему меры для снижения размера возможного ущерба застрахованному имуществу и не допустить усугубления ситуации.
«То есть не стоит пересекать затопленные водой участки, даже если речь идет о знакомых местах, и особенно в городских тоннелях. Также не рекомендуется предпринимать попытки запуска двигателя затопленного автомобиля без предварительной диагностики на станции техобслуживания, просушки или замены воздушных фильтров и других систем, на работоспособности которых могло сказаться пребывание в воде», — отметила Людмила Юсова.
Источники: